понеділок, 12 листопада 2012 р.

Какой бизнес открыть. 7 подсказок при выборе собственного бизнеса

Вы хотите открыть собственный бизнес по множеству причин: возможно, чтобы стать материально независимым, чтобы быть самому себе начальником, или иметь возможность работать в удобное для вас время. Но вы не знаете, какой бизнес открыть?

Выбор подходящего вида бизнеса является трудностью для любого начинающего предпринимателя. Многие мечтают об организации собственной фирмы, но так и не решаются воплотить свои планы в жизнь из-за боязни неудачи или недостатка опыта.

Сотни сайтов пестрят статьями о прибыльных идеях для организации бизнеса, но одни - кажутся вам наивными, другие - слишком уж фантастичными, а третьи требуют значительных вложений.

И вот 7 подсказок для выбора подходящей бизнес идеи:


1. Не зацикливайтесь на одной идее, исследуйте различные варианты.

Отберите 10-15 бизнес-идей, которые вам понравятся, запишите их на бумаге и скрупулёзно поройтесь в информации, касающейся выбранных идей. Найдите статьи о тенденциях и потребностях рынка в выбранных направлениях.

2. Выбирайте бизнес, который подходит именно вам.

Очень важно понимать, что выбранный бизнес вам будет интересен и сможет открыть ваш внутренний потенциал. Самые успешные предприниматели - это те, кто "влюблён" в свой бизнес.

3. Выбирайте дело, которое будет также выгодным, как и увлекательным.

Всегда рассматривайте своё хобби или любимое занятие, как возможный вариант будущего бизнеса. Объективно оцените все его стороны. Постарайтесь определить финансовую жизнеспособность проекта, чтобы выяснить покроют ли доходы все его расходы. Это зачастую очень сложно, особенно если вы не являетесь специалистом финансового анализа, но, тем не менее - это очень важный шаг при выборе своего бизнеса.

4. Подумайте о штате сотрудников для вашего предприятия.

Когда ваш бизнес только начинает развиваться часто нет возможности задействовать всех необходимых специалистов и тогда все проблемы управления бизнесом лягут на вас. Трезво оцените свои возможные обязанности и вашу возможность с ними справляться.

5. Определитесь, где будет находиться ваше предприятие.

Если вы собираетесь арендовать помещение под ваш бизнес, заранее выясните примерную стоимость аренды. В случае, если вы решили организовать бизнес дома выясните пригодно ли помещение для выбранного вида бизнеса.

6. Узнайте обо всех нюансах законодательства.

Выясните все моменты, касающиеся регистрации предприятия, системы налогообложения, узнайте, необходимо ли лицензировать деятельность, какие патенты необходимы и т. д.

7. Позаботьтесь о своей семье.


Открывая свой бизнес, помните о том, что ваша семья не должна страдать от недостатка внимания с вашей стороны. Поэтому, выбирая бизнес, постарайтесь, чтобы ваше дело не портило отношения, а наоборот, способствовало сплочению семьи. Например, вовлекая членов семьи в свой бизнес и занимаясь общим делом, тем самым вы ещё больше укрепите свою семью.
Автор: А. Лихачёва

Источник: www.uspeh4u.com

Какой бизнес открыть? Конечно, красивый

Голландия страна цветов. Вековые традиции и секреты выращивания цветов по самым передовым технологиям делают создают серьезную конкуренцию в этом сегменте. Новичкам лучше не соваться, а вот желающим вложить всю душу в этот бизнес «добро пожаловать».
Голландия - самый крупный экспортер цветов, а именно Северная Голландия, которая считается центром национального цветоводства. Голландские тюльпаны и розы составляют почти 90% российского цветочного рынка. Цветы в Голландии выращивают круглый год: летом в открытом грунте, зимой - в теплицах.

Заказывают цветы в Голландии оптом и в розницу. А также также луковицы, саженцы, рассаду, семяна. Поэтому даже не стоит думать какой бизнес открыть, если ваша душа тянется к прекрасному.

Именно здесь появились первые цветочные биржи, которые со временем выросли в целые торговые города Алсмер, Лиссе, Хиллиг, откуда ежедневно начинают свой путь в другие страны миллионы голландских тюльпанов, роз, гиацинтов и прочих растений. Ну а знаменитый цветочный аукцион Алсмера является не только крупнейшей торговой площадкой, но и своеобразным «театром», в котором главные роли играют изысканные цветы.
Главный реквизит — уникальные старинные «часы», «отсчитывающие» стоимость цветущего товара. На «сцене» появляется огромная ваза с очередным сортом тюльпанов или роз. Конферансье «представляет» их «почтеннейшей публике», которая состоит, как правило, из владельцев крупнейших в мире цветочных салонов, и «заводит часы». Безмолвный торг начинается со ста гульденов — участники аукциона просто нажимают на кнопки специальных пультов, когда стрелка указывает на устраивающую их цену.

Миллион алых роз, когда-то воспетый в советском хите — мелочь для голландских цветоторговцев. В год из страны вывозится около 900 млн роз, почти 300 млн тюльпанов, а также многие тысячи всевозможных цветов: от скромных фиалок до экзотических орхидей. Почти столько же остается в самом Королевстве Нидерланды — услаждать глаз местных жителей и туристов. Все города Голландии украшены цветочными клумбами. Но истинное великолепие цветущего Королевства можно оценить лишь в национальном парке Кейкенхоф (Keukenhof). Гармония цвета, аромата и изысканной музыки Кейкенхофа влечет сюда толпы туристов. Три огромные оранжереи позволяют полюбоваться живым огнем тюльпанов, нарциссов и сирени, элегантностью роз и экстравагантностью орхидей.

Если «деревенские» мотивы Кейкенхофа действуют на посетителей умиротворяющее, то знаменитые цветочные фестивали Голландии — это атмосфера безудержного веселья, праздника и беззаботности. Мелкие цветочные парады проходят в течение всего года в различных городах страны, однако главными событиями являются все-таки апрельский и сентябрьский фестивали. 30-го апреля (по традиции отмечается как день рождения королевы Нидерландов) все городские центры и улочки украшаются тюльпанами различных сортов — по ним проходят торжественные шествия.

Второй по величине праздник — Aalsmeer Parade — проводится первого сентября. Здесь «первую скрипку» играют розы и «осенние» лилии и хризантемы. Проводится в Голландии и мероприятие поистине мирового масштаба — международный фестиваль-выставка цветов Флориада. Раз в 10 лет гостеприимное Королевство Нидерланды принимает лучших селекционеров со всех концов света. Цветочная феерия продолжается несколько дней, не оставляя равнодушным никого. Ближайший фестиваль Флориада пройдет в 2012 году, но голландские селекционеры уже сейчас готовятся поразить мир невиданными сочетаниями цветов и оттенков, ведь цветы — это и есть жизнь, хрупкая, недолговечная, но такая прекрасная.

Если вы все-таки надумаетесь заниматься таким видом бизнеса в Голландии, то слеует придумать что-то новенькое. Например, выращивать зеленые розы. Стоит отметить, что занятие это достаточно хлопотное, но оправдывает себя.

Для бизнеса с нуля по разведению роз наилучшим вариантом будет выращивание их в закрытом грунте, тогда розы будут не только расти быстро, но и цвести круглый год. Для того чтобы быть уверенными в качестве саженцев, лучше их покупать в специализированных магазинах. Пусть начальное сырье для своего дела обойдется вам недешево, однако вы будете уверенны в том, что из них вырастут красивые розы, которые можно будет легко продать.
Для того, чтобы вырастить зеленую розу нужно посадить возле розового куста растение под названием острокров (вечнозеленое растение вязожелд, кустарник с колючими листьями и ядовитыми красными ягодами). Когда острокров примется и начнет расти, нужно один побег его расколоть, продеть в этот расцеп розовый прутик по самое очко и загнуть.

Далее расцеп стиснуть и обвязать пенькой так, чтобы в язвину не мог пройти воздух. Когда очко, находящееся на другой стороне острокрова на розовом прутике, даст побег, тотчас же следует освободить его из расцепа, отчего на розовых получатся цветки зеленого цвета.
Как выращивать цветы в любой день, когда потребуется? Для этого во время опадания последних цветов (но цветы желательно сберечь) нужно выбрать на стебле почки, которые готовы уже скоро развернуться, обрезать их ножницами, оставляя, однако, у них длинный стебелек в три дюйма. Срезанное место тотчас же залепить сургучом, дать почкам завянуть, завернуть каждую почку отдельно в белую бумагу и хранить до времени, когда потребуется в них надобность.

Чтобы цветы распустились, накануне отрезать у них концы стеблей вместе с сургучом и поместить в воду, чтобы концы разбухли. В воду положить немного селитры. На другой день почки развернутся в полном своем цвете и запахе, что составляет весьма редкостное и удивительное явление.

А вот оригинальный американский способ, позволяющий сохранить розы в течении двух лет совершенно свежими. Сорвите готовые распуститься бутоны роз так, чтобы у них сохранился стебелек, высушите соль в чугунной посуде на огне; она превратится в очень мелкий сухой порошок.

Затем насыпьте слой этой соли на дно жестяной коробки и, положив на него ваши бутоны, чтобы они не соприкасались друг с другом, засыпьте их солью и герметически закройте. Когда понадобятся свежие розы, вытащите бутоны, которые на первый взгляд покажутся совсем засохшими, отрежьте концы стебелька и поставьте в воду. Они начнут оживать мало-помалу и затем совсем распустятся.

А вот разновидность этого метода, которым пользуются очень многие. Солить можно не только розы, но и сирень, шаровидные георгины, тюльпаны, ромашки, астры. Делается это так. В картонную коробку насыпают прокаленной соли слоем 1 см, укладывают туда полураспустившиеся цветы, засыпают такой же солью, закрывают коробку крышкой, опускают в полиэтиленовый мешок, завязывают и ставят в прохладное место.

К Новому году, 8-ому марта или др. праздничной дате нужно вынуть из коробки цветы, положить с головкой в таз или ведро водой на 2 часа. Лучше всего обмыть под струёй воды, а потом собирать букет. Цветы не теряют запаха, цвета, долго стоят в воде и ничем не отличаются от свежесрезанных.

Если вы хотите реализовать идею малого бизнеса по разведению роз на начальном этапе как можно удачнее, заключите типовой договора на аренду земли для организации теплиц. Идея для бизнеса по разведению роз не требует большого пространства – и это серьезный плюс.
Реклама бизнеса по разведению роз в Интернете может принести дополнительных клиентов, а расширяя спектр предоставляемых услуг, можно сделать эту бизнес идею еще более прибыльной и интересной. Например, можно заняться параллельно и такой идеей бизнеса, как оформление свадебных букетов, помещений для проведения праздников и различных торжеств. Нередко такой сопутствующий бизнес по продаже готовых букетов приносит даже больший доход, чем непосредственно разведение роз.
Источник: Бизнес Таймс

Какой бизнес открыть в маленьком городе?

Какой бизнес открыть в маленьком городе, чтобы он не только приносил стабильный доход, но и способствовал дальнейшему продвижению и процветанию предприятия? При ответе на этот вопрос нужно учитывать множество факторов как открыть создать свой бизнес, главными из которых являются сумма, которую вы готовы вложить и масштабность города.

Какой бизнес открыть в маленьком городе?


Довольно разный, главное предложить потенциальному потребителю услугу или товар, который был бы для него действительно актуальным. Чтобы разобраться для себя какой бизнес открыть в маленьком городе и как открыть свое дело без капитала, необходимо учесть следующие нюансы. В частности в небольшом городе довольно сложно будет добиться успеха, открывая узкоспециализированные магазины, как например филателистские или букинистические.

Как узнать какой открыть бизнес в маленьком городе, где найти необычные идеи для бизнеса. Все зависит в данном случае от рынка конкуренции, который необходимо тщательно изучить. Чтобы разобраться, какой бизнес открыть нужно изучить также и потребительский спрос в каждом отдельном районе, правильно подобрать месторасположение торговой точки и составить подробный бизнес план.

Какой бизнес можно открыть за $10 000?

Три месяца назад Олег Тиньков призвал читателей своего блога к «революции сознания»: «Иди и начни работать, работать на себя! Сейчас самое время — открой своё дело... Поменяй свою жизнь — ты можешь, найди свой мотив, как нашел его я в далеком и голодном 1989-м, сидя на картошке в общаге ЛГИ. Поверь в себя и стань капиталистом…» ЖЖ взорвался. Одни делились своими страхами, другие просили совета, каким делом заняться.

5 свежих стартапов от журнала Forbes

Для того чтобы начать свое дело, необязательно иметь солидный стартовый капитал. Главное — идея. Например, во время дефолта 1998 года потерявшие работу питерские финансисты Сергей Руденко, Геннадий Беккер и Юрий Хомылов решили инвестировать в реальный бизнес. Идею — сушить сухари — в шутку обсуждали давно. Друзьям пришлось оформлять в Госстандарте технические условия на соленые сухарики — так родился новый вид снэков. Сухарики «Чапаевские», или «ЧАПсы», больше не производятся, но начинание подхватили другие компании.

Изобретать велосипед совсем не обязательно. Екатерина Задонская, бывший управляющий компании «Ремедиум», занимающейся исследованиями на фармрынке, в 2008 году начала собственный бизнес. Ее компания «Курс’ОР» продает фармкомпаниям и дистрибьюторам базу данных по тендерам на госзакупки лекарств, которые проходят по всей России (раньше компании часто выделяли отдельного сотрудника на мониторинг кучи региональных и федеральных сайтов).

Дина Вишня, бывший главный редактор издательского дома Retailer, полгода назад вместе с бывшей коллегой открыла в Санкт-Петербурге маркетинговое бюро New Look. По ее словам, свободных ниш много. Например, один из ее заказчиков, компания ICG, специализирующаяся на оснащении салонов красоты, медицинских и спа-центров, решила запустить в кризис сеть nail-баров Chic&Blesk. Формат станций экспресс-маникюра, которые размещаются в людных местах — в торговых центрах, аэропортах, на вокзалах, — пришел в Европу из Америки. Инвестиции в один nail-бар без учета расходных материалов — $8000-10 000. Проект, по предварительным расчетам, окупится за 6-10 месяцев.

Forbes нашел еще пять свежих стартапов, начальные инвестиции в которые составили менее $10 000 — такие деньги вполне можно найти, не влезая в кредиты.

Вендинг

Самый простой и быстрый способ начать собственное дело, располагая минимальным капиталом, — установить в проходном месте вендинговый аппарат. Вендинг — продажа товаров и услуг через торговые автоматы. Аппараты могут торговать снэками, напитками, кофе, газетами, DVD, презервативами… Платежные терминалы — тоже вендинг. И пока возможность зарабатывать на установке автоматов в России не исчерпана: один вендинговый аппарат приходится на 10 000 человек, в то время как в Европе — на 1000 человек, в Японии — на 200. До кризиса количество автоматов ежегодно удваивалось.

Как прогнозирует Глеб Лифшиц, глава компании «Викинг Вендинг» (специализируется на установке вендинговых аппаратов, торгующих кофе), к концу 2010 года рост возобновится, поскольку вендинговый бизнес идеально подходит для старта в кризис: «Во-первых, всегда есть поток наличных. Во-вторых, деньги на старт нужны минимальные. К тому же можно расти за счет кредитов — вендинг-машины являются хорошим обеспечением для банков». В прошлом году, когда Глеб вернулся в Россию из Америки, где после окончания Syracuse University успел поработать в крупном банке, у него и в мыслях не было заниматься вендинговым бизнесом. Но его уговорил брат, Михаил Лифшиц, вместе со своим другом Николаем Пархоменко. Первый аппарат — на пробу — «Викинг Вендинг» купил восемь месяцев назад за ?4000. Сейчас в сети уже более ста аппаратов. Подписаны договоры на установку еще сорока машин.

В планах компании — вырасти до 1000 аппаратов. Лифшиц считает, что кофейные аппараты — самые доходные, они дают до 50% годовых. Килограмм кофе в зависимости от качества стоит 200-600 рублей, а наценка может доходить до 400%. Доходность аппарата, кроме того, зависит от «точки». Если аппарат стоит в хорошем месте, он окупается в течение года.

Автоматизация отчетности

Дмитрий Хитров, главный редактор регионального бюро «Интерфакс-Югра», вложил в запуск своего дела чуть меньше 250 000 рублей. Его друзья-бизнесмены работают по всему ХМАО. Они не раз сетовали, что сдача отчетов в налоговую или в Пенсионный фонд влетает в копеечку: 1500-4000 рублей за билет в столицу округа плюс гостиница. Округ огромный, иногда дороги нет — приходится лететь вертолетом. Хитров решил запустить безбумажный документооборот и основал фирму «Таддико». Правда, для этого ему пришлось извести огромное количество бумаг: на переписку с руководством одной из налоговых инспекций ушла 500-листовая пачка.

Деньги он вложил в подготовку и обучение персонала, аренду офиса. Программное обеспечение ярославской компании «Тензор» по условиям контракта оплачивал уже после продажи первого контракта. Первый клиент появился в июле 2009 года. За полгода к системе электронного документооборота подключилось 400 организаций. Автоматизация отношений с налоговой инспекцией, Пенсионным фондом и органами статистики обходится для них в среднем в 5000-7000 рублей в год. Хитров окупил вложения за полгода. В планах компании открытие филиалов в городах Нягань, Урай, Югорск. Следующий шаг — разработка собственного программного обеспечения, которое позволит интегрировать сдачу отчетности и саму процедуру перевода платежей в госорганы удобным для пользователя способом: с помощью карты, электронного кошелька, платежных терминалов.

Нестандартные туры

Дмитрий Сосновских, бывший гендиректор ИД «Вояж», покинул издательство после смены собственника за несколько месяцев до кризиса и решил как следует отдохнуть в Таиланде, прежде чем начать искать новую работу. Изучив вместе с женой кучу журналов о путешествиях, форумы, ЖЖ-комьюнити и «отзывы туристов», понял, что слов много, а фактуры мало. Поход в турагентство также разочаровал: турагент, раздражаясь от вопросов, всучил буклет о стране. Сосновских начал расспрашивать знакомых, чего они хотят от отпуска. Все хотели «своего» отпуска — не быть одним из тысяч туристов, смотрящих на страну глазами туроператора. И, само собой, чтобы это стоило адекватных денег. Так у Сосновских возникла идея заняться «консалтингом самостоятельных путешественников». Компанию он назвал Smart Trip — так называлось ЖЖ-сообщество «Вояжа». В этом сообществе Сосновских нашел и первых клиентов.

В феврале 2009 года Сосновских запустил сайт, потратив на его разработку ?3000. Здесь, в частности, можно найти ссылки на самые популярные международные системы бронирования отелей (это в 2-4 раза дешевле, чем через турагентство). Средняя стоимость отелей, бронируемых через сайт, более $200 в сутки. «А это значит, что наши клиенты — это люди, которые уважают свой труд и свой отдых», — говорит Сосновских. Если что-то непонятно, можно задать вопрос эксперту.

Для тех, кто не доверяет интернету, Сосновских организовал под той же маркой турагентство. За стандартную агентскую наценку — максимум 10% — он обещает «нестандартный подход» в составлении маршрута, помощь в бронировании, консультационные и визовые услуги. Например, на новый год в Smart Trip составили и забронировали маршрут по Европе для пятидесятилетней женщины — дети хотели сделать ей подарок. Узнав, что женщина увлекается кружевами и сама их плетет, Сосновских разработали для нее «кружевной тур» по Италии, Бельгии, Франции и Испании. В каждой стране ее ждут встречи с местными мастерицами, мастер-классы по уникальным техникам плетения.

Сейчас в компании пять штатных сотрудников, остальные работают по договору подряда. К запуску готовятся филиалы в Кирове, Набережных Челнах и Чебоксарах. Отдыхать по уму хотят не только москвичи.

Сувенирное мыло


Полтора года назад Татьяна Примак, бродя по питерскому торговому центру в поисках подарков к 8 Марта, обратила внимание на ажиотаж возле прилавка с мылом ручной работы. Выяснив, что мыло ручной работы в России выпускают всего шесть компаний, Примак зарегистрировала фирму «Фабрика домашнего мыловарения «Арома».

Первое мыло сварила сама и раздарила друзьям, потом набрала сотрудников. Затраты на запуск сайта и закупку эфирных масел, мыльной основы не превысили ?2000. Сначала повторяла то, что делают конкуренты. Дальше начала экспериментировать: мыло, светящееся в темноте, прозрачное мыло с фотографией или с заламинированным в него предсказанием, мыльные «конфетки». Такого никто больше не делает. «Мы же в России любим, чтобы все было витиеватое, разное», — говорит Татьяна. Сбыт — через магазины подарков и салоны красоты.

Себестоимость 1 кг мыла, по словам Примак, составляет 540 рублей, в рознице оно будет стоить около 1500 рублей. Один человек может делать в день около 5 кг. В кризис на сайт стали все чаще обращаться люди, потерявшие работу. Примак решила, что это открывает для нее новые возможности. Вместо расширения производства «Арома» разработала пакет «начинающего мыловара»: бизнес–план, описание технологии, рецептура, фото- и видеоматериалы, шаблоны договорных документов, координаты поставщиков компонентов, консультации. Стоимость пакета — 19 500 рублей. Уже нашлись покупатели в Москве, Новосибирске, Владивостоке, Казахстане.

Товары для детей


Материнский капитал подхлестнул рождаемость. Этим воспользовались трое друзей, полтора года назад основавших компанию «ДСК ГРУПП», торгующую детскими товарами. Один из них, Максим Кошеваров (он вложил в дело 200 000 рублей), ставший гендиректором, мечтал быть дистрибьютором японской компании Combi Corporation — производитель как раз искал партнера в России. Переговоры шли полгода, но японцы ответили отказом, ссылаясь на то, что у компании нет опыта работы с детской продукцией, не налажены отношения ни с одним из магазинов. А вот американская компания Evenflo уже через день после получения запроса ответила согласием. Вскоре «ДСК ГРУПП» стала ее эксклюзивным дистрибьютором по России.

Первый заказ чуть не погубил бизнес: почти все сделали неправильно. Заказали мало автомобильных кресел и игрушек, зато очень много летних колясок. Кресла закончились практически моментально, а коляски не продавались. Оказалось, что летние коляски надо поставлять в магазины еще в феврале: когда контейнер пришел из Америки, все магазины уже были забиты колясками. В надежде на стремительный рост продаж партнеры арендовали дорогой офис, наняли высокооплачиваемых сотрудников. Поняв, что прибыли не хватает, перебрались из центра поближе к МКАД, сняв новый 17-метровый офис в три раза дешевле. Сейчас компания поставляет товары в 24 города России. Недавно с предложением о сотрудничестве на Кошеварова вышли те самые японцы, которые когда-то отказались с ним работать.
Автор: Елена Костюк

Какой бизнес открыть в кризис

Сейчас время смутное,мировой кризис! Что делать? Какой бизнес можно открыть в кризис и получать прибыль?

Сначала давайте решим, где вы будете открывать бизнес. В реале или в Интернете? Если в реале, то давайте подумаем, что пользуется спросом всегда, несмотря ни на какие кризисы? Конечно, это продукты питания, лекарства, водка-пиво (в кризис скорей даже больше пьют с горя, да и на водку цены практически не изменились).

Также и в кризис будут пользоваться спросом услуги медицины, парикмахерские услуги, услуги автосервиса и сантехнические услуги. Таким образом, самая выгодная ниша во все времена- эта такая ниша, где товары/услуги пользуются неизменным спросом и они жизненно необходимы людям.

Выделим основные перспективные направления бизнеса в кризис:


Животноводческое: например, разведение кроликов. Ведь кушать хочется всегда, и в кризис тоже. Кролиководческая ферма стоит копейки, а воспроизводство у кроликов самое быстрое. Это самое быстрорастущее и продаваемое животное. Во всем мире кролик продается везде, у нас ситуация с этим хуже.

Разведение кроликов- это безотходный бизнес, из его шкуры можно шить шапки и шубы. Преимущество этого бизнеса очевидны.


Можно еще рассмотреть такие виды животноводства как свиноферма или рыбная ферма. Что касается последнего, то в настоящее время есть такие новые технологии, когда насыщаешь резервуар кислородом, и рыба растет в 3 раза быстрее.

Второе направление - услуги. Крупные компании сейчас испытывают определенные трудности. Предприятия малого бизнеса могут оказывать услуги качественнее и дешевле, что является их основным конкурентным преимуществом, особенно в кризис.

Это могут быть всевозможные парикмахерские, маникюрные кабинеты, массажные салоны, химчистки. Ведь волосы и ногти растут и в кризис, и люди будут за ними ухаживать.
Третье направление - производство. Здесь главное найти идею. Например, открыть кондитерский бизнес и выпускать оригинальные печенья с логотипами.

Бизнес в Интернете в кризис.


Как ни странно, в кризис люди меньше пользоваться Интернетом не стали. Более того, складывается впечатление, что Интернет- сегмента кризис не коснулся вообще. Ну или почти не коснулся, по сравнению с реалом. Заметный спад можно наблюдать разве что в сфере развлечений, но это и понятно и вполне логично. Хотя и там тоже не так уж все и плохо.
Действительно, во многих офисах, где произошли и продолжают происходить сокращения, работает множество сотрудников, хорошо владеющих компьютером. Бизнес в Интернете для них- отличная альтернатива!

Заметно повысился спрос на инфо-продукты по обучению бизнесу в Интернете, по созданию и продвижению сайтов. И самое интересное, в Интернет-магазинах стало заметно больше продаж именно в кризис!

Это легко объяснимо, ведь там товары можно приобрести дешевле, чем в реале, так как на поддержание Интернет-магазина не требуется такого штата сотрудников, как для оффлайнового, и за аренду помещения платить не приходится (копеечные расходы на хостинг не в счет).

Поэтому один из очень перспективных видов бизнеса в Интернете-создание своего Интернет-магазина! Так что не так уж все и плохо, как может показаться, жизнь продолжается. Надеюсь, данная статья поможет вам определиться, какой бизнес открыть в кризис.

Источник: www.money-gain.ru

Какой бизнес перспективно открывать

Кто из нас не хотел бы открыть свое собственное дело и развивать его так, хочется? Но на практические действия решается лишь небольшая часть таких желающих. Одна из причин, которая называется отказавшимися – это занятость всех ниш на рынках, что не дает возможности открыть бизнес без наличия большого стартового капитала.

На самом деле это лишь отговорка. Есть огромное количество сфер, куда нога крупного бизнеса еще не ступала. Например, можно открыть собственное ателье, в котором будет производиться пошив одежды по индивидуальным заказам. Как правило, в числе клиентов такого заведения быстро появятся практически все самые обеспеченные и стильные жители вашего города. Они будут готовы не только тратить серьезные деньги, но и станут распространять информацию о вас в своем круге общения. Это то самое сарафанное радио, которое должно заменить дорогостоящую рекламную кампанию.

Как видите, мы быстро нашли пример, как можно развить бизнес, не имея серьезных стартовых средств. Если вы не поленитесь и еще подумаете в этом направлении, наверняка найдете еще массу вариантов. Их очень много особенно в провинциальных городах, где столичные приемы пока еще не применяются и у вас есть все шансы стать лидером.

Источник: www.volga-info.ru

Какой бизнес открыть женщине

Женский бизнес, как правило, связан с детьми и со всем, что помогает женщине оставаться красивыми.

Итак, вот перечень того, какой бизнес открыть женщине:

1. Открытие детского центра

2. Частный детский сад

3. Школа раннего развития

4. Детский развлекательный центр (карусели, игровые автоматы)

5. Магазин детской обуви

6. магазин детской одежды

7. Магазин детских игрушек

8. Магазин развивающих игрушек

9. Магазин

10. Психологический центр для детей (психологические консультации родителей и детей, решение проблемных ситуаций, повышение самооценки, развитие искусства красноречия , тренинги общения)

11. Медицинский центр для детей

12. Продажа персональных сказок для детей

13. Салон красоты, парикмахерской, SPA-салона,

14. Фирма оказывающая услуги копирайтинга
Источник: www.business-mama.ru

Какой бизнес открыть в поселке

Открытие бизнеса в поселке потребует анализа местных условий, исходных данных. Например, если в поселке развита лесозаготовка, то может быть имеет смысл заняться смежными с деревообработкой видами бизнеса. Наверняка есть возможность выкупать недорого древесину у работников, которым она отпускается по сниженным ценам. Обрабатывать ее до состояния деловой древесины силами привлеченных недорого местных неработающих жителей. Также и с другими видами производств, характерных для данной местности.

Стоит подумать о заготовке: что можно заготавливать на вашей местности из природных ресурсов для последующей сдачи? Чем меньше населенный пункт, тем хуже обстоят дела с заработком. Превратите это в плюс. Имеется в виду найм недорогой рабочей силы. Те же поддоны, деревянные ящики можно сколачивать на приусадебном участке. Можно подумать о мелком производстве. Брать заказ на изготовление чего-либо и раздавать выполнение работ по местным жителям по сильно уменьшенным тарифам. Ищите объявления о работах на заказ. Как вариант: возьмите заказ в ближайшем городе на выполнение несложной строительной работы. Сформируйте свою бригаду и выполните заказ. Стоимость заказа минус оплата бригаде, получается ваша прибыль.

Ищем плюсы поселка дальше. Обычно предполагается наличие свободных помещений, типа сарая. Можно его утеплить и разводить дорогие породы животных. Ради интереса, посмотрите, сколько стоят породистые щенки или котята. Наверняка не одну месячную зарплату в вашем поселке. Почему бы их не разводить? Да, придется вложиться в племенную пару, но оно того явно стоит. Задаваясь вопросом, какой бизнес открыть в поселке, рано или поздно можно найти ответ.

Если ничего специфического в районе поселка не производится, то остается, пожалуй, только одно верное дело - торговля. Типа открытия магазинчика по торговле бытовыми товарами. Одежда, химия. Сотовая связь и прием оплаты на телефонный счет. Или торговля наоборот: скупка у населения продукции, мяса и перепродажа в городе. Если есть рядом проходящая трасса, можно открыть автосервис, мойку, аптеку, последнюю можно открыть и в поселке.

Источник: webinetbiz.ru

Какой малый бизнес открыть?

Задумываясь о бизнесе, большинство обычно вспоминает названия таких крупнейших компаний, как Kellogg's, Exxon, General Motors, Microsoft, Bank of America, K Mart, McDonalds и тому подобных. Причиной тому является частое употребление этих названий – крупные компании постоянно используют рекламу - на телевидении и радио, в журналах и газетах, на рекламных щитах и на упаковках продуктов, используемых как дома, так и в повседневной жизни.

То, что мы видим чаще всего – то и запоминается. Тем удивительнее тот факт, что наибольшая часть продукции и услуг производится малым и средним бизнесом. Названия большинства компаний малого бизнеса не вызвали бы у вас никаких воспоминаний, но это именно те компании, которые встречаются по жизни чаще всего.

Малые компании являют собой суть капитализма, являясь движущей силой экономики. В результате их деятельности происходит оборот значительной части денег в стране. Без малого бизнеса в государстве скорее всего наступил бы экономический спад, и потери понесли бы даже большие по размеру компании.

Ответьте на следующие вопросы: В каком месте вы сегодня обедали? Где вы делали стрижку и укладку? Куда вы отдавали вещи в чистку? Кто делал ремонт в вашем доме? Где вы покупаете торты на праздники? Куда вы водите детей на дополнительные занятия?

Наиболее вероятный ответ на эти вопросы – малый бизнес.

Небольшие компании имеют много разновидностей: от семейных фирм до предприятий, имеющих в штате сотню служащих и более. В компании среднего бизнеса может быть занято несколько сотен работников.

Как открыть малый бизнес на основе своих навыков


Итак, вы решили начать свое дело. Первая ваша цель как предпринимателя – это определить, какой тип бизнеса вы хотите открыть и управлять. Это важно, потому что большинство людей учитывают в основном знакомые им возможности. Другими словами, люди стремятся делать то, что они знают, как делать.

Если у вас есть опыт в слесарных работах, вы можете захотеть открыть собственную слесарную фирму. А если у вас есть знания в электрике, тогда вы можете захотеть производить электромоторы или открыть бизнес в качестве электрика.

Вы умеете шить? В таком случае вы можете открыть фирму по пошиву одежды, покрывал или одеял, свадебных, бальных платьев или других видов одежды.

У вас может быть хороший навык в продажах, и тогда бизнес в сфере недвижимости это то, что доктор прописал, также есть вариант открыть фирму по выдаче ссуд или заключение договоров по страхованию.

Сфера работы с компьютерами и Интернет индустрия – это обширное поле для предпринимателей малого бизнеса. И с каждым днем возникают все новые возможности для развития бизнеса в данной области.

Говоря о врачах, адвокатах, инженерах и сертифицированных бухгалтерах, обычно имеется в виду, что они работают в больших компаниях, но на самом деле в большинстве случаев они заняты в малых частных предприятиях.

Те, у кого есть кулинарный талант, могут организовать службу кейтеринга или заняться ресторанным бизнесом.

Или вы можете подойти к пищевой индустрии с другой стороны - поставлять продукты.
Если вы любите и умеете заниматься садоводством – то хорошей возможностью собственного дела может стать сельское хозяйство – растениеводство или разведение скота. Частные предприятия представлены фермерствами и сельскохозяйственными объединениями по всей стране.

В данной статье в качестве примера были приведены лишь несколько возможных вариантов открытия малого бизнеса. На самом деле их в тысячи раз больше.

Подводя итог, можно сказать, что для открытия бизнеса нужно определить ваше умение либо знание и на его основе построить вашу профессиональную деятельность.

Та сфера деятельности, которую вы выберете для развития своего бизнеса, будь то небольшое частное предприятие или крупная компания, в будущем может на протяжении долгого времени приносить прибыль и служить активом не только вам, но и вашим детям, внукам, и даже правнукам.

Но пока вы не откроете свой малый бизнес, вы не узнаете, какое будущее вас ждет. Дайте себе возможность, решите какой бизнес открыть и дерзайте!
Источник: www.business101.ru

Какой бизнес Вам открыть?

Одним из самых трудных решений, которое предстоит принять начинающему предпринимателю, является решение начать свой бизнес. И если это решение уже принято, то дальше будет гораздо легче действовать и жить. Однако на этом трудности не заканчиваются. Второе по сложности решение, которое предстоит принять начинающему бизнесмену – это выбор конкретной сферы деятельности. Сегодня мы расскажем о том, какова технология выбора будущего бизнеса. Возможно, эта технология поможет Вам окончательно определиться с тем, какой бизнес Вам начать.

В первую очередь отметим, что начинать свое дело крайне желательно в той сфере, которая Вам интересна и которая Вам хорошо знакома. Это значительно повысит Ваши шансы на успех. А далее, когда примерное направление выбрано, остаётся только окончательно определиться с рядом тонкостей.

Решите для себя – будете ли Вы работать в сфере оптовой продажи товаров или в сфере розничных продаж. В первом случае Вам предстоит работать с юридическими лицами и получать максимальную прибыль с каждой сделки. Во втором случае Вас ожидает множество мелких клиентов, большие обороты и минимальная прибыль с каждой конкретной продажи. Конечно, проще и интереснее работать на оптовом рынке, но для этого требуется достаточно большой стартовый капитал.

После того, как Вы определились, будете ли Вы работать оптом или в розницу, выберете тип старта собственного бизнеса. Это может быть как открытие бизнеса с нуля, так и, например, работа по франшизе. Первый вариант предполагает самостоятельное преодоление трудностей, второй вариант практически не имеет трудностей, так как вариант для старта полностью отработан франчайзором, но требует серьёзного стартового капитала на покупку франшизы.

И, наконец, Вам предстоит решить, начинать свое дело на собственные средства или прибегнуть к заёмным деньгам. Мы бы рекомендовали Вам не пользоваться на старте своего дела кредитами, так как если что-то пойдёт не так и бизнес не будет приносить запланированной прибыли, Вы можете остаться и без оборотных средств и даже без бизнеса. Крайне желательно использовать для старта только собственные накопления.

Источник: busyhands.ru

Какой свой бизнес лучше открыть

Многие стремятся открыть свой бизнес, полагая, что таким образом можно добиться финансовой независимости и  реализовать себя.
И это правильно.

Удачный бизнес  – это не только расширение собственных финансовых возможностей, но и качественно новый уровень жизни.

Поэтому выбор бизнеса очень важен. Он не должен происходить стихийно или «на авось». Подобного рода несерьезность в последствие может обернуться полным банкротством. Выбор должен быть обоснован и учитывать  многие факторы.

Прежде всего, и это самое простое, бизнес  должен нравиться тому, кто планирует им  заняться.

Во-вторых, надо хотя бы немного разбираться в этом виде деятельности. Желательно, не просто разбираться, а быть профессионалом в этой области.  Трудно представить, например, что человек планирует открыть СТО, но не имеет представления об автомобилях. К тому же  в процессе работы надо  будет постоянно совершенствовать свои знания, идти в ногу со временем, иначе с конкуренцией просто не справиться.

В-третьих, специалисты рекомендует открывать такой бизнес, где можно было бы максимально использовать собственное имущество, а не арендуемое. Например,  если вы имеете собственный гараж, то нет смысла для открытия мастерской искать какой-то другой.
Такая тактика позволит сэкономить материальные и временные  ресурсы.

В-четвертых, опять рекомендуют специалисты.  Лучше выбирать те виды деятельности, для ведения которых, во всяком случае, на этапе становления бизнеса, требуется минимальное число наемных работников. С этой точки зрения довольно привлекательной может оказаться  посредническая деятельность, торговля, оказание услуг населению.

В-пятых, надо учитывать экономическое положение  региона, в котором планируется открыть бизнес. Если экономика находится в состоянии кризиса и уровень денежных доходов населения невысокий, то свои средства, в первую очередь,  люди будут направлять  на удовлетворение жизненно важных потребностей, т.е.  выберут  режим жесткой экономии.

Проще говоря, продукты питания  или лекарства люди будут покупать все равно, а вот на отдыхе, развлечениях  и на некоторых услугах будут экономить.  Поэтому открытие, например, торгового павильона, реализующего продукты питания   в «шаговой доступности» от потребителей,  или аптеки может оказаться рентабельным делом, а открытие солярия -  наоборот, убыточным.

Если экономика находится на подъеме, то предпочтения потребителей круто меняются.  Увеличение доходов ведет к расширению потребностей и к уменьшению свободного времени у людей. Растет спрос на развлечения, спортивную индустрию, туризм. Люди более активно пользуются услугами не повседневного спроса. Открытие, например,   платного медицинского центра,  салона красоты, солярия, ателье по пошиву одежды или изделий из меха может оказаться очень своевременным.

Что же касается конкретных видов деятельности, в которых наиболее успешно проявляет себя именно малый бизнес, то в качестве примеров можно назвать следующие: изготовление мебели по заказам, архитектурное  и строительное проектирование, программирование, строительство и ремонт, пошив и ремонт одежды и обуви, ремонт бытовых приборов и аппаратуры, дизайнерские работы, открытие объектов общественного питания, парикмахерские и косметические услуги, уборка  квартир и офисов, мелкооптовая или розничная торговля, посредничество, продажа печатной продукции, продажа цветов, оформление подарков и другие.
Источник: bank-of-ideas.ru

На каких идеях можно построить хороший бизнес и разбогатеть?

Об этом рассуждают предприниматели Олег Бойко и Сергей Белоусов
Основатель инвестиционной компании Finstar Олег Бойко (№76 в «Золотой сотне» Forbes) и Сергей Белоусов, президент компании Parallels, чьим программным обеспечением пользуются более 5000 провайдеров по всему миру, — серийные предприниматели. Бойко не раз участвовал в создании с нуля крупных компаний: концерн «Олби», металлургический холдинг «Евраз», игорная империя Ritzio Entertainment Group. А из десятка проектов, которыми занимался в разное время Белоусов, напрямую с IT-сферой не связан лишь один — компания Rolsen, специализирующаяся на производстве телевизоров. В интервью Forbes предприниматели рассказали, как они решают, стоит ли инвестировать в идею деньги, как выбирают время, когда пора сворачивать проект, а также о том, нужно ли слушать советы аналитиков.

Forbes: Всегда ли хорошие идеи приносят деньги?

Олег Бойко (О. Б.): Давайте уточним, какие именно идеи. Бывают идеи для зарабатывания денег, идеи для креативных усовершенствований существующего бизнеса и совершенно новые бизнес-идеи. Я считаю, чтобы заработать большие деньги, нужно делать то, что уже придумали до тебя, но делать это лучше других. Все идеи для зарабатывания больших денег лежат не в области «что делать», а в области «как делать», в области реализации. А новые идеи — более рискованная история. Возможно, более перспективная, но очень редко масштабная.

Сергей Белоусов (С. Б.): Вопрос еще в том, сколько денег новая идея потребует на старте. Мы сейчас создаем фонд, который будет заниматься инвестициями в молодые компании, которые специализируются на софте и на интернете, и для меня это скорее благотворительность, чем бизнес. С новыми идеями нужно быть очень аккуратным. Больше всего денег люди зарабатывают не на новых идеях, но бывают исключения.

F. Например, Google, Facebook?

С. Б. Надо заметить, что и на Google, и на Facebook большое количество людей заработали, когда они уже не были чем-то новым. Более того, Google вообще не является новой идеей. Это некое повторение Overture (крупнейший в мире провайдер платных ссылок, в 2003 году приобретен Yahoo! — Forbes) и поисковой системы Altavista. Facebook — повторение MySpace и ему подобных. Это не новые идеи, а новые способы реализации существующих идей. Чаще всего инновация в бизнесе — это именно правильно выбранная новая бизнес-модель. Даже Apple, самая дорогая сейчас компания в области информационных технологий, что по-настоящему оригинального придумала? Когда создавался первый Macintosh, персональные компьютеры уже были, но они были не такие удобные. А iPad? Tablet PC, планшетные компьютеры, существовали уже 20 лет.

О. Б. Просто хороший продукт. Лучше других подобных. По поводу упомянутых компаний можно сказать, что они создали уникальный климат, уникальную систему получения отдачи от своих сотрудников. Создав комфортные условия для работы, которые мобилизуют креативную энергию персонала, они, как следствие, получают лучшие продукты, чем у других.

F. Приходилось ли вам зарабатывать на оригинальных идеях?

О. Б. У меня была одна оригинальная идея, на которой я заработал хорошие деньги, — посылать наложенным платежом дискеты с матобеспечением от физического лица собственному кооперативу. Кооператив платил по безналу, а физическое лицо получало наличными. Разница 2% в этом случае, а рыночная стоимость обналичивания была 25%. Мы по всей стране разослали человек пятьдесят и на всех почтамтах страны получали наличные деньги, потом сдавали их в кассу кооператива. Это была абсолютно легальная история, креативная идея, использующая кривизну переходного периода.

С. Б. Оригинальная техническая идея, ради воплощения которой мы и создали компанию, — контейнерная виртуализация. Правда, за все время существования компании она не принесла много денег. Мы заработали на большом количестве неоригинальных идей, которые лежали рядом.

Я участвовал в создании большого количества небольших бизнесов в сфере технологий, в основе которых часто были новые идеи. Но считаю, что ничего хорошего в этом нет: лучше поучаствовать в создании одного большого бизнеса. Тем более что для этого не всегда требуется много идей, да еще и новых.

F. Как вы стимулируете рождение идей?

С. Б. Есть бизнес, построенный на ресурсах, которые легко купить. Строительство, например. А есть бизнес, где самое главное — люди. Мой партнер Илья Зубарев часто повторяет: главная сложность софтверного бизнеса в том, что все зависит от каждого человека. Нам всех надо постоянно мотивировать. Причем не просто чтобы они на нас работали, а чтобы думали головой.

Обычно люди думать головой не хотят. Основной бизнес-процесс — сделать так, чтобы люди все время думали, генерировали и воплощали тактические идеи в новых продуктах.

О. Б. У Microsoft, на мой взгляд, прекрасно организован именно этот производственный процесс.

С. Б. И это сложный процесс. Мотивация основана на базовых инстинктах. Один из них — любопытство, оно сильно двигает человечество вперед. В Parallels много чего делается для появления новых идей. Мы, например, платим сотрудникам за получение патентов на их разработки. Кроме того, у нас есть целый механизм, который позволяет понимать и переваривать чужие бизнес-модели и технологии. Чтобы разобраться в какой-то области, нужно прочитать, скажем, 300 страниц текста. На это уйдет не меньше 10 часов. Поэтому есть специальные люди, которые помогают мне читать все, что интересно из области технологий и бизнеса. Толковый человек разбирается в предмете и делает из 300 страниц выписку на 30 или даже 10 страниц.

О. Б. Если говорить о многопрофильной компании, то на моем уровне основная задача — стратегические идеи. Поиск того, в каком направлении двигаться, ниш, где еще мало конкуренции, так называемый голубой океан. Не могу сказать, что я все сам придумываю. Скорее, это компиляция и анализ чужих идей, машинка, которая проматывает большое количество информации и инновационных высказываний, уже состоявшихся явлений. Я много читаю литературы — аналитической, профессиональной, много провожу беллетристических бесед с разными интересными людьми, много слушаю. На стыке полученной информации рождаются выводы и обобщения.

F. Какие самые экзотические возможности вы рассматривали?

О. Б. Мы смотрели на мусороперерабатывающие заводы, например. Думали про производство зажигалок — всего три компании в мире этим занимаются. Среднего размера ниш всегда много. Особенно в развивающейся экономике или в экономике, находящейся в переходном периоде (а мы до сих пор в нем находимся). Возможности возникают каждый день, потому что общество растет быстро и неравномерно. Например, на определенном этапе открытие франчайзинговых ресторанов за Уралом было невозможно, потому что нельзя было получить продукты нужного качества. Но как только на местах создаются условия, возникает ниша. Кто первый вскочил, тот и вовремя.

F. По каким критериям вы определяете, стоит ли в данную идею инвестировать?

О. Б. Нужно всегда просчитывать, есть ли у тебя ресурс для реализации идеи. Ты должен понимать, что твоя команда точно лучше, чем у конкурентов. Если руки кривые, не спасут ни деньги, ни связи, ни всякие другие ресурсы. Потому что соревнование идет все-таки на уровне людей. Даже в свободную нишу нужно идти вооруженным.

С. Б. Мы определили для себя пять вещей, на которые нужно ориентироваться при оценке новых бизнес-проектов. Во-первых, масштаб проблемы, которая решается с помощью данной идеи, — это размер потенциального рынка. Обычно у новой идеи вероятность успеха маленькая, так что рынок должен быть достаточно большой. Во-вторых, очень важна команда — ее опыт, мотивация, способности, в том числе лидерские. Необязательно, чтобы команда сразу была: если вы заранее знаете, кого надо нанять и как их найти, — все о’кей. В-третьих, нужен план — понимание того, что необходимо сделать для достижения цели. В-четвертых, разумное понимание конкуренции. Нужно понимать, с какими существующими решениями конкурирует новая идея. И наконец, в-пятых, понимание, чем ты в стратегическом плане лучше конкурентов. Дифференциации «продаю дешевле» или «делаю качественнее» недостаточно.

F. Можете привести примеры дифференциации?

О. Б. У меня все основные идеи на этом построены. Идея заняться игорным бизнесом была совершенно нестандартной для нашей корпоративной культуры. Изначально, с 1990-х годов, мы были банковской организацией: инвестиционный банк, коммерческий банк… Видите, я еще в галстуке хожу, хотя все уже давно их сняли. Книжная, американского типа банковская культура. Люди этого типа падают в обморок при слове «игорный бизнес». В то время я понял, что у меня совершенно нет конкуренции в этом сегменте. Даже близко никого не было на наших просторах с таким сочетанием ресурсов: хорошей командой, структурированными мозгами, деньгами, корпоративной культурой. В этот бизнес люди в основном с улицы попадали. К тому же у нас было много информации о рынке: мы много раз кредитовали игорный бизнес, а как экспортно-импортная организация по заказу клиентов возили оборудование. С 1992 года мы в этом бизнесе разбирались и только в 2002 году зашли в него по-настоящему. В итоге создали компанию с оборотом $2 млрд и EBITDA $700 млн. По данному показателю у нас была одна из крупнейших компаний России. Если бы не принятие закона «Об игорном бизнесе», то сейчас она была бы еще больше.

С. Б. Пример из моей области. Программное обеспечение, которое позволяет управлять большим числом серверов, данных, пользователей и приложений, исторически актуально для больших компаний. Поэтому разработчики такого софта чаще ориентируются на проблемы, которые беспокоят IT-директоров больших компаний: чтобы сервера были безопасны и всегда доступны, а затраты минимальны. Но мир меняется. Появились сервис-провайдеры, которые предоставляют те же услуги через интернет другим фирмам, в основном малому бизнесу. Они хотят зарабатывать максимальное количество прибыли и быстро растить свой бизнес. Наши конкуренты фокусируются на лучшем качестве обслуживания и экономии расходов, а мы — на быстром росте и большей прибыли для наших партнеров-провайдеров. Совсем другая бизнес-модель. Вот вам и дифференциация.

F. Эмоции при оценке идеи играют роль?

О. Б. Я всю жизнь занимаюсь эмоциями с научной точки зрения. Моя теория общего мироздания заключается в том, что все, что человек делает, он делает ради получения коктейля из эмоций. И каждый его поступок, начиная от глотка воды или пива и заканчивая стратегией его бизнеса, направлен только на одно — получить ровно те эмоции, которых хочется на данный момент. Одному хочется власти и влиятельности, другому — творческой реализации, третьему — больше времени проводить с семьей. Поэтому стратегия бизнеса — это стратегия получения ровно тех эмоций, которые конкретному субъекту интересны и необходимы, которые организм подсознательно подсказывает. Поэтому и сухой расчет, и креатив, и стратегическое планирование — все это про эмоции в конечном счете, просто про разные.

С. Б. Конечно, те проекты, которые я считаю удачными, не всегда удовлетворяли пяти критериям, о которых я говорил. И решения принимались на эмоциях, интуитивно — мне это нравится, давайте делать. Например, наш самый массовый и популярный продукт Parallels Desktop для Mac продается миллионом копий в год. Когда мы его разрабатывали, рассчитывали продавать в 100 раз меньше — просто очень хотелось сделать виртуализацию Macintosh.

F. С новыми идеями вообще сложно прогнозировать результат. Имеет ли тогда смысл планирование?

О. Б. В процессе планирования понимаешь, что реалистично, что нет.

С. Б. Как сказал Эйзенхауэр, планы бессмысленны, планирование бесценно. Бизнес — командная игра. Для того чтобы вместе что-то сделать эффективно, нужно разобраться, что именно делать, договориться о роли каждого. И процесс планирования помогает общему пониманию. Поэтому чаще всего команды, которые не провели планирования, проигрывают командам, которые его провели, вне зависимости от того, насколько те следуют своему плану.

F. Как вы понимаете, что пора бросить какую-то идею, перестать ею заниматься?

О. Б. Критерий один — накапливается совокупное ощущение, что пора бросать. Не бывает бизнеса без ошибок, как тактических, так и стратегических. На каком-то этапе тебя посещают сомнения.

F. Это эмоции?

О. Б. Нет, это оценка рисков. У человека, принимающего решения, появляется ощущение, что совокупность рисков превышает критическую пропорцию к потенциальным прибылям и потенциальным перспективам. Это соотношение каждый предприниматель оценивает каждый день, каждую минуту.

Могут быть и аргументы, связанные с управлением портфелем, — например, ресурсы нужно срочно перекинуть на другой проект. Вдруг появились какие-то новые возможности или нырнули рынки. У каждого руководителя есть персональная жизненная стратегия, и в каждый момент это будет конкретное решение, персонифицированное и субъективное.
Хороший пример — наш продуктовый бизнес, который мы в этот кризис ликвидировали. Мы вырастили его до определенного размера, много денег инвестировали, но начался кризис. Во-первых, стало понятно, что он у нас точно не самый эффективный. Во-вторых, я увидел альтернативу: в тот момент было самое низкое падение фондового рынка, и я понимал, что деньги как минимум учетверятся за короткое время. Все менеджеры, естественно, вместе с аналитиками и западными консультантами кричали и убеждали подождать.

F. Предприниматель или эксперт — кто чаще оказывается прав?

О. Б. Аналитики и стратеги помогают оптимизировать системную составляющую бизнеса. А она в бизнесе должна быть обязательно, даже если он очень креативный. Все время сквозит идея, что есть аналитики и есть бизнесмены. Я считаю, что самые способные аналитики — это бизнесмены, они делают анализ менее формально, принимают во внимание большее количество факторов, в том числе и мнения профессиональных аналитиков.

С. Б. Мы пытались продавать свое ПО большим компаниям, как советовали аналитики. Но большие компании традиционно покупают у наших конкурентов. Мы потратили на этот рынок четыре года и много денег. Но те же деньги можно вложить в то, что получится с гораздо большей вероятностью. Бессмысленно было дальше заниматься этим бизнесом. И мы перестали гоняться за большими компаниями, а сфокусировались на рынке, где можем быть лидерами.

Есть прямая корреляция между местом или долей на рынке и прибыльностью. Долгосрочная прибыль есть только у компании, которая имеет большую долю на рынке, — есть смысл быть в первой тройке. Вопрос первый: можете ли вы, хотя бы теоретически, достичь этой первой тройки и сколько вам для этого понадобится ресурсов? Если не сможете, то бизнес может перестать быть интересным. Это еще один критерий оценки идеи — сможете ли вы быть номером один или два в какой-то определенной нише.

F. У вас обоих есть опыт покупки бизнеса у других предпринимателей. Не смущало, что основатель выходит из бизнеса, не видит перспектив?

О. Б. Когда мы покупали «Русское лото», весь лотерейный рынок смотрел вниз и все компании показывали негативную динамику. И было понятно, почему все владельцы из бизнеса выскакивали — им нужны были деньги на жизнь. А мы понимали, что нужно делать, чтобы тренд пошел вверх. Не было во всей индустрии до этого ни одного крупного предпринимателя, ни одной корпоративной системы, ни одного инвестбанкира, ни одного человека с MBA. Та же ситуация, что и на старте игорного бизнеса.

С. Б. Многое зависит от мотивации того, кто продает бизнес. Во-первых, на каком-то этапе вы продаете, потому что проект перестает быть интересен именно вам. Ученому интереснее создавать технологию, инженеру — работающий продукт, предпринимателю — развивать растущий бизнес, а финансисту — выделять из бизнеса максимальный денежный поток. Во-вторых, у продавца просто может не быть тех ресурсов и возможностей, что у покупателя. Пример — новосибирская компания Plesk, которую мы купили семь лет назад. У предпринимателей была хорошая идея, и они ее развили до определенного этапа. Но не было ни денег, ни бизнес-команды, ни добавочной технологической команды, чтобы развивать идею дальше.

Примеров, когда мы не вложили деньги в хороший бизнес, тоже много. Когда-то ко мне приходил программист с идеей, касающейся навигации. Предлагал долю за небольшие деньги, но я в этом бизнесе мало чего понимал и отказался. Сейчас у него крупная компания «Навител».

F. Надо заниматься тем, в чем понимаешь?

О. Б. Внутренняя экспертиза — тоже ресурс. Бизнес должен быть понятен кому-то из ключевых сотрудников. Мне есть кому позвонить, даже если предложат строить космические корабли, но этот телефон не под рукой, поэтому я никогда подобную идею не буду рассматривать. На заре капитализма все занимались всем, потому что конкуренции не было. Сейчас мир изменился. И нужно осторожнее выходить в новые ниши, конкурентные преимущества должны быть ярко выраженные и осознанные. А без этого уже нельзя. Сектора фокусируются.

С. Б. Поэтому мы занимаемся только софтом. Даже компьютерное железо — уже не наша тема.

О. Б. Пришло время концентрации. Раньше было модно считать, что диверсификация есть спасение. Мы все в России через это прошли. У концерна «Олби» было 32 направления бизнеса, в ФСБ, когда рисовали карту нашей активности, использовали ватман формата А1 — там было больше 3000 кружков. Волосы у них вставали дыбом, как и у меня самого, потому что это была слишком запутанная система. Американские миллионеры — чаще всего люди, которые 25 лет подряд делают одно и то же, живут в одном и том же доме, с одной и той же женой.

F. То есть не стоит начинать сразу несколько проектов в надежде, что один да выстрелит?

О. Б. Ни в коем случае.

С. Б. Это самое худшее, что можно сделать в малом бизнесе. Я часто встречаю людей, у которых куча проектов и ни один не вырос. Логика у них такая: а что если я не на том сфокусируюсь? Лучше сделаю пять проектов, один, может, выстрелит, на нем и сосредоточусь. Но это неверное распределение ресурсов! Занимаясь пятью темами сразу, вы в каждой из них делаете только одну пятую, а соревнуетесь с командами, которые выкладываются по полной, то есть в пять раз больше. Если фокуса нет, это равносильно смерти. Представьте себе спортсмена, который в 20 видах спорта решил выиграть. Если это возможно, то редко и ненадолго.

О. Б. Есть, конечно, такие примеры: АФК «Система», «Альфа-Групп». Но это специфические структуры с большим количеством партнеров, и, строго говоря, они держатся на ярких лидерах. То есть это трудно моделируемая, трудно тиражируемая и трудно пародируемая структура. Невозможно нанять Ли Якокку вместо Фридмана.

F. Для предпринимателя интуиция важнее формальных критериев?

С. Б. Очень часто приходится принимать решение против какой-то формальной логики. Если об оригинальной идее советоваться с экспертами, то чаще всего они ее зарубят. Создатель Starbucks Говард Шульц получил 223 отказа от венчурных инвесторов. Никто не верил в его идею.

О. Б. Выслушать экспертов и сделать по-своему, оказаться лучшим экспертом. Это искусство.

Источник: Forbes